Большой форум Павшинской Поймы, уже 10 лет помогает жителям района решать проблемы общими усилиями - Присоединятйесь!

Модератор: Steven

 
Аватара пользователя
dzinnn
Участник
TC
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 8 лет 6 месяцев 1 день

Семейное (или домашнее) образование

Пн фев 28, 2011 1:07 am

Очень меня интересует в последнее время тема семейного образования. Опыт обучения в начальных классах школы у моего ребенка, ну и у меня вместе с ним, считаю, очень большой. За четыре года (включая подготовительный класс) - три школы и четыре учителя. Сплошное разочарование. Так вот что узнать хочу у вас, уважаемые форумчане. Кто-нибудь из вас решился взять на себя ответственность за ребенкино образование? Очень нужно пообщаться с опытными родителями. Буду благодарна за любые комментарии по теме :)
 
witch
Завсегдатай
Сообщения: 4052
Зарегистрирован: 10 лет 11 месяцев 7 дней
Благодарил (а): 141 раз
Поблагодарили: 406 раз
Шахматка: М1, к 20

Re: Семейное (или домашнее) образование

Пн фев 28, 2011 1:30 am

<Для просмотра необходимо выполнить вход на форум Павшинской Поймы>
Может ли ребенок не ходить в школу? - (Ксения Подорова)
И она тут же позвонила библиотекарю и распорядилась выдать мне (бесплатно, под расписку) все необходимые учебники до конца учебного года!ЧАСТЬ 1

Попробую начать с самого начала с тех давних времен, когда мой старший сын, как все, каждое утро ходил в школу. На дворе был конец 80-х годов "перестройка" уже началась, но в школе еще ничего не изменилось. (А мысль о том, что в школу МОЖНО ;-) не ходить, еще не приходила мне в голову ну, попробуйте вспомнить свое детство. Ведь многие из вас учились в школе примерно в те же времена. Могли ваши мамы додуматься до того, что в школу можно не ходить? Не могли. Вот и я не могла.)

КАК МЫ ДОШЛИ ДО ЖИЗНИ ТАКОЙ

Став родительницей первоклассника, я пошла на родительское собрание. А там у меня возникло ощущение, что я попала в театр абсурда. За маленькими столиками сидела толпа взрослых людей (на вид вполне нормальных), и все они усердно записывали под диктовку учительницы, сколько клеточек надо отступать от левого края тетради, и т.д., и т.п. "А Вы почему не записываете?!" грозно спросили меня. Я не стала рассказывать о своих ощущениях, а просто сказала, что не вижу в этом смысла. Потому что считать клеточки все равно будет мой ребенок, а не я. (Если будет ;-).)
С тех пор начались наши школьные "приключения". Многие из них стали "семейными легендами", которые мы со смехом вспоминаем, когда речь заходит про школьный опыт.

(Приведу один пример "история о выходе из октябрят". В то время всех первоклассников еще "автоматически" зачисляли в октябрята, а потом начинали взывать к их "октябрятской совести" и т.д. К концу первого класса мой сын сообразил, что его никто не спрашивал, хочет ли он быть октябренком. Он начал задавать мне вопросы. А после летних каникул (в начале второго класса) объявил учительнице, что он "выходит из октябрят". В школе началась паника.

Устроили собрание, на котором ДЕТИ предлагали меры наказания для моего ребенка. Варианты были такими: "исключить из школы", "заставить быть октябренком", "поставить двойку по поведению", "не переводить в третий класс", "не принимать в пионеры". (Возможно, это был наш шанс перейти на обучение эктерном еще тогда ;-) но мы этого не поняли.) Остановились на варианте "не принимать в пионеры", что вполне устраивало моего сына. И он остался в этом классе, не будучи октябренком и не участвуя в октябрятских развлечениях.)

Постепенно мой сын приобрел в школе репутацию "довольно странного мальчика", к которому учителя не особо приставали, потому что не находили у меня отклика на свои претензии. (Поначалу претензий было очень много начиная от формы написания буквы "ы" моим сыном и заканчивая "неправильным" цветом его рубашки. Потом они "сошли на нет" я не "шла навстречу" и не "воздействовала" ни на букву "ы", ни на выбор цвета рубашек.)

А дома мы с сыном довольно часто рассказывали друг другу о своих новостях (по принципу "что у меня сегодня было интересного"). И я стала замечать, что в его рассказах о школе слишком часто упоминаются ситуации такого типа: "Я сегодня такую интересную книгу начал читать на математике." Или: "Я сегодня начал писать партитуру моей новой симфонии на истории." Или: "А Петя, оказывается, здорово в шахматы играет мы с ним на географии пару партий успели сыграть." Я задумалась: а для чего он вообще ходит в школу? Учиться? Но на уроках он занимается совершенно другими делами. Общаться? Но это можно и вне школы делать.

И тут в моем сознании произошел поистине РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРЕВОРОТ ;-)!!! Я подумала: "А может, ему вообще не стоит ходить в школу?" Сын охотно остался дома, еще несколько дней мы продолжали обдумывать эту идею, а потом я пошла к директору школы и сказала, что мой сын больше не будет ходить в школу.

Скажу честно: решение уже было "выстрадано", поэтому мне было почти все равно, что мне ответят. Я просто хотела соблюсти формальности и избавить школу от проблем написать какое-нибудь заявление, чтобы они успокоились. (Потом многие мои знакомые мне говорили: "Да, повезло тебе с директором, а вот если бы она не согласилась " да не в директоре дело! Ее несогласие ничего не изменило бы в наших планах. Просто наши дальнейшие действия в этом случае были бы немного другими.)

Но директор (до сих пор вспоминаю ее с симпатией и уважением) искренне заинтересовалась нашими мотивами, и я довольно откровенно рассказала ей о своем отношении к школе. Она сама предложила мне способ дальнейших действий я напишу заявление о том, что я прошу перевести моего ребенка на домашнее обучение, а она договорится в РОНО, что мой ребенок (по причине своих якобы "выдающихся" способностей) в качестве "эксперимента" будет учиться самостоятельно и сдавать экзамены экстерном в этой же школе.

В то время это показалось нам отличным выходом, и мы забыли о школе ;-) почти до конца учебного года. Сын увлеченно занялся всеми теми делами, на которые у него вечно не хватало времени: целыми днями писал музыку и озвучивал написанное на "живых" инструментах, а ночами сидел за компьютером обустраивал свою BBS (если среди читателей есть "фидошники" они знают эту аббревиатуру; могу даже сказать, что у него был "114-й нод" в Питере "для тех, кто понимает" ;-) ). И еще он успевал читать все подряд, изучать китайский язык (просто так ему это было интересно в тот период), помогать мне в моей работе (когда я не успевала сама сделать какой-то заказ), попутно выполнять мелкие заказы на перепечатку рукописей на разных языках и на установку электронной почты (в то время это еще считалось очень сложной задачей ;-) приходилось приглашать "умельца"), развлекать младших детей В общем, он был безумно рад обретенной свободе от школы. И не чувствовал себя обделенным ;-).

В апреле мы вспомнили: "Ой, пора готовиться к экзаменам!" Сын достал запылившиеся учебники и 2-3 недели интенсивно читал их. Потом мы с ним вместе сходили к директору школы и сказали, что он готов сдавать. На этом мое участие в его школьных делах завершилось. Он сам поочередно "отлавливал" учителей и договаривался с ними о времени и месте встречи. Все предметы удавалось сдать за одно-два посещения. Учителя сами решали, в какой форме проводить "экзамен" или это было просто "собеседование", или что-то вроде письменной контрольной работы. Интересно то, что почти никто не решился поставить по своему предмету "5" хотя мой ребенок знал ничуть не меньше, чем обычные школьники. Любимой оценкой стала "4". (Но нас это нисколько не огорчало такова была цена свободы ;-).)

В результате мы поняли, что ребенок может 10 месяцев в году иметь "каникулы" (т.е. делать то, что ему действительно интересно), а за 2 месяца проходить программу очередного класса и сдавать необходимые экзамены. После этого он получает справку о переводе в следующий класс, так что в любой момент может все "переиграть" и пойти учиться обычным способом. (Надо отметить, что эта мысль очень успокаивала бабушек и дедушек они были уверены, что ребенок скоро "одумается" ;-), не будет слушать эту "ненормальную" мамашу (меня то есть) и вернется в школу ;-). Увы. Не вернулся.)

Когда подросла моя дочь, я ей предлагала вообще не начинать ходить в школу. Но она была "социализированным" ребенком: она начиталась детских книжек советских писателей, где настойчиво высказывалась мысль о том, что пойти в школу это очень "престижно" ;-))). А я, будучи сторонницей "свободного" воспитания, не собиралась ей это запрещать. И она отправилась в первый класс. Ее хватило почти на два года!!! Только к концу второго класса ей (наконец-то!) надоело это пустое времяпровождение, и она объявила, что будет учиться экстерном, как старший брат. (К тому же и она успела внести свою лепту в "копилку" семейных легенд с ней тоже проиходили разные нетипичные для этой школы истории.)

У меня просто камень с души упал ;-). Я отнесла директору школы еще одно заявление. И теперь у меня уже было двое детей школьного возраста, которые не ходят в школу. Кстати, если кто-то случайно узнавал об этом, меня смущенно спрашивали: "А чем больны ваши дети?" "Ничем", - спокойно отвечала я. "Но тогда ПОЧЕМУ?!!! Почему они не ходят в школу?!!!" "Не хотят". Немая сцена ;-).
 
witch
Завсегдатай
Сообщения: 4052
Зарегистрирован: 10 лет 11 месяцев 7 дней
Благодарил (а): 141 раз
Поблагодарили: 406 раз
Шахматка: М1, к 20

Re: Семейное (или домашнее) образование

Пн фев 28, 2011 1:31 am

МОЖНО ЛИ НЕ ХОДИТЬ В ШКОЛУ

Можно. Я уже 12 лет знаю это совершенно точно. За это время двое моих детей успели, сидя дома, получить аттестаты (раз уж было решено, что это может им пригодиться в жизни), а третий ребенок, как и они, не ходит в школу, но уже сдал экзамены за начальную школу и пока не собирается на этом останавливаться. Честно говоря, сейчас я уже не считаю, что детям нужно обязательно сдавать экзамены за каждый класс. Я просто не мешаю им самим выбирать ту "замену" школе, до которой они могут додуматься. (Хотя, конечно, делюсь с ними своими мыслями на этот счет.)

Но вернемся в прошлое. До 1992 года действительно считалось, что каждый ребенок обязан ежедневно ходить в школу, а все родители обязаны "сдавать" туда своих детей, достигших 7-летнего возраста. И если выяснялось, что кто-то этого не делает к нему могли прислать сотрудников какой-то специальной организации (кажется, в названии были слова "охрана детства" но я в этом не разбираюсь, так что могу ошибаться). Чтобы ребенок получил ПРАВО не ходить в школу ему нужно было сначала получить медицинскую справку о том, что он "не может посещать школу по состоянию здоровья". (Вот почему меня все спрашивали, чем больны мои дети!)

Кстати, гораздо позже я узнала, что в те времена некоторые родители (которые раньше меня ;-) додумались до идеи не "сдавать" детей в школу) просто ПОКУПАЛИ такие справки у знакомых врачей.

Но летом 1992 года Ельцин выпустил исторический указ, в котором было объявлено, что отныне ЛЮБОЙ РЕБЕНОК (независимо от состояния его здоровья) имеет право учиться дома!!! Более того ;-), там даже говорилось, что школа должна ДОПЛАЧИВАТЬ родителям таких детей за то, что выделенные государством деньги на обязательное среднее образование они реализуют не с помощью учителей и не в помещении школы, а самостоятельно и у себя дома!

В сентябре того же года я пришла к директору школы, чтобы написать очередное заявление о том, что и в этом году мой ребенок будет учиться дома. Она дала мне прочитать текст этого указа. (Записать его название, номер и дату я тогда не додумалась, а теперь спустя 11 лет уже не помню. Кому интересно ищите в Интернете информацию. Найдете поделитесь: опубликую в рассылке.)

После этого мне сказали: "Платить Вам за то, что Ваш ребенок не ходит в нашу школу, мы все-таки не будем. Слишком сложно получить средства для этого. Но зато(!) и с Вас мы денег не возьмем за то, что наши учителя принимают у Вашего ребенка экзамены." Меня это вполне устроило брать деньги за освобождение моего ребенка от школьных оков мне бы и в голову не пришло ;-). Так что мы расстались, довольные и друг другом, и изменением в нашем законодательстве.

Правда, через некоторое время я забрала документы моих детей из школы, где у них принимали экзамены бесплатно, и с тех пор они сдавали экзамены в другом месте и за деньги -но это уже совсем другая история (про платный экстернат, который организован проще и удобнее, чем бесплатный по крайней мере, так было в 90-е годы).

А в прошлом году я прочитала еще более интересный документ опять-таки, не помню ни названия, ни даты публикации мне показали его в той школе, куда я пришла договариваться об экстернате для моего третьего ребенка. (Представьте ситуацию: я прихожу к завучу и говорю, что хочу записать ребенка в школу. В первый класс. Завуч записывает имя ребенка и спрашивает дату рождения. Выясняется, что ребенку 10 лет ;-). А теперь самое приятное. Завуч реагирует на это СПОКОЙНО!!!) Меня спрашивают, за какой класс он хочет сдавать экзамены. Я объясняю, что у нас нет никаких справок об окончании каких-либо классов, поэтому начинать нужно я полагаю с самого первого!

А в ответ мне показывают официальный документ об экстернате, в котором черным по белому написано, что ЛЮБОЙ человек имеет право прийти в ЛЮБОЕ государственное учебное заведение в ЛЮБОМ возрасте и попросить, чтобы у него приняли экзамены за ЛЮБОЙ класс средней школы (не спрашивая никаких документов об окончании предыдущих классов!!!). А администрация этой школы ОБЯЗАНА создать комиссию и принять у него все необходимые экзамены!!!

То есть можно прийти в любую соседнюю школу, скажем, лет в 17 (или раньше, или позже кому как нравится; вместе с моей дочерью, например, получали аттестаты два бородатых дяденьки ну, приспичило им вдруг аттестаты получить) и сразу сдать экзамены за 11-й класс. И получить тот самый аттестат, который всем кажется таким необходимым предметом.

Но это теория. Практика, увы, сложнее ;-(. Однажды я (скорее из любопытства, чем из нужды) зашла в ближайшую к дому школу и попросила аудиенции у директора. Я ей рассказала, что мои дети давно и бесповоротно перестали ходить в школу, а в данный момент я ищу место, где можно быстро и недорого сдать экзамены за 7-й класс. Директору (приятной молодой женщине с вполне прогрессивными взглядами) было очень интересно со мной пообщаться, и я охотно рассказала ей о своих идеях ;-) но в конце разговора она посоветовала мне поискать какую-нибудь другую школу.

Они действительно по закону были ОБЯЗАНЫ принять у меня заявление о приеме моего ребенка в школу и действительно разрешили бы ему "домашнее обучение". С этим никаких проблем не было бы. Но мне объяснили, что консервативные пожилые учительницы, которые составляют в этой школе "решающее большинство" (на "педсоветах", где решаются спорные вопросы), не согласятся на МОИ условия "домашнего обучения" чтобы ребенок просто один раз подошел к каждому из учителей и сразу сдал годичный курс. (Надо отметить, что с этой проблемой я сталкивалась не раз: там, где экзамены у экстернов принимают ОБЫЧНЫЕ учителя, они настойчиво говорят о том, что ребенок НЕ МОЖЕТ сдать всю программу за одно посещение!!! Он ДОЛЖЕН "отработать ПОЛОЖЕННОЕ количество ЧАСОВ"! Т.е. их абсолютно не интересуют реальные знания ребенка их беспокоит только ВРЕМЯ, потраченное на учебу. И они совершенно не видят абсурдности этой идеи )

Они потребуют, чтобы ребенок посещал все контрольные работы в конце каждой четверти (потому что не могут же они ставить в классном журнале "прочерк" вместо оценки за четверть, если ребенок ЧИСЛИТСЯ в списке класса). Кроме того, они потребуют, чтобы ребенок имел медицинскую справку и сделал все прививки (а мы к тому времени вообще не были "сосчитаны" ни в одной поликлинике, и от слов "медицинская справка" у меня начиналось головокружение) а иначе он "заразит" других детей. (Ага, заразит здоровьем и свободолюбием ;-).) Ну и, конечно, от ребенка потребуют участия в "жизни класса": мыть стены и окна по субботам, собирать бумажки на территории школы и т.п.

Понятно, что меня такие перспективы просто рассмешили ;-). Понятно, что я отказалась. Но директор, тем не менее, сделала для меня именно то, что мне было нужно! (Просто потому, что ей понравился наш разговор.) А именно мне нужно было взять в библиотеке учебники за 7 класс, чтобы не покупать их в магазине. И она тут же позвонила библиотекарю и распорядилась выдать мне (бесплатно, под расписку) все необходимые учебники до конца учебного года!
Так что моя дочь прочитала эти учебники и спокойно (без прививок и "участия в жизни класса") сдала все экзамены в другом месте, после чего мы отнесли учебники обратно.

Но я отвлеклась ;-). Вернемся в прошлый год, когда я привела в "первый класс" 10-летнего ребенка. Завуч предложила ему тесты по программе первого класса оказалось, что он все знает. Второго класса почти все знает. Третьего класса многого не знает. Она составила для него программу занятий, и через некоторое время он успешно сдал экзамены за 4-й класс, т.е. "окончил начальную школу". И при желании! мог бы сейчас прийти в любую школу и учиться там дальше вместе со сверстниками.
Вот только желания такого у него почему-то нет ;-). Наоборот. Ему такое предложение кажется бредом. Он не понимает, ЗАЧЕМ нормальному человеку ходить в школу.

ЧАСТЬ 2
КАК УЧИТЬСЯ ДОМА

Многие родители думают, что если ребенок учится дома, то мама или папа с утра до вечера сидят с ним рядом и проходят всю школьную программу вместе с ним. Мне не раз приходилось слышать такие комментарии: "У нас ребенок ходит в школу и мы ВСЕ РАВНО сидим с ним до поздней ночи каждый день, пока все уроки не сделаем. А если бы не ходил это значит, сидеть надо на несколько часов в день больше!!!" Когда я говорю, что никто с моими детьми не "сидит", делая вместе с ними "уроки" мне просто не верят. Думают, что это бравада.

Но если вы действительно не можете позволить своему ребенку учиться без вашего участия (т.е. намереваетесь все 10 лет вместе с ним "делать уроки") тогда, конечно, домашнее обучение вам категорически не подходит. Оно изначально предполагает некоторую самостоятельность ребенка.

Если же вы готовы согласиться с мыслью, что ребенок способен учиться сам (независимо от того, какие оценки ему будут ставить может быть, "3" за изложение своих собственных мыслей лучше, чем "5" за запись папиных или маминых?) тогда можно подумать и о домашнем обучении. В том числе и потому, что оно позволит ребенку тратить меньше времени на то, что у него получается с ходу, и больше времени уделять тому, что он понимает не сразу.

А дальше все зависит от мировоззрения родителей. От того, какие цели вы перед собой ставите. Если целью является "хороший аттестат" (для поступления в "хороший вуз") это одна ситуация. А если целью является умение ребенка принимать решения и делать выбор совершенно другая. Иногда ;-) удается добиться обоих результатов, поставив только одну из этих целей. Но это просто "побочный эффект" ;-). Бывает, но не у всех.

Давайте начнем с самой традиционной цели с "хорошего аттестата". Сразу определите для себя степень своего участия в решении этой задачи. Если решать ее будете именно вы, а не ваш ребенок тогда вам нужно позаботиться о хороших репетиторах (которые будут приходить к вам домой) и составить (в одиночку, или вместе с ребенком, или вместе с ребенком и его учителями) график занятий. И выбрать школу, в которой ваш ребенок будет сдавать экзамены и зачеты. И которая выдаст ему именно такой аттестат, как вы хотели например, какая-нибудь спецшкола того направления, в котором вы намерены "двигать" своего ребенка.

А если вы не собираетесь полностью контролировать процесс учебы (что кажется мне гораздо более естественным) тогда будет полезно сначала обстоятельно обсудить с ребенком его собственные желания, намерения и возможности. Поговорить с ним о том, какие знания он ХОЧЕТ получить и что он готов сделать для этого. Многие дети, поучившиеся в школе, уже не могут сами планировать свою учебу. Им требуется "толчок" в виде регулярных "домашних заданий". Иначе у них не получается. Но это легко исправить. Сначала можно действительно помогать ребенку планировать его занятия и даже, может быть, ставить перед ним какие-то задачи а потом, "пройдя" в таком режиме пару предметов, он и сам научится этому.

Самый простой способ составить план учебы посчитать, сколько у вас есть времени на подготовку к экзаменам и какой объем информации нужно "проглотить" за это время. Например, ваш ребенок решил за полгода сдать 6 предметов. Значит, в среднем по месяцу на каждый учебник. (Вполне достаточно.)

Потом вы берете все эти учебники и видите, что 2 из них довольно тонкие и читаются "на одном дыхании" (например, география и ботаника). Решаете, что каждый из них можно осилить за 2 недели. (Появился "лишний" месяц, который можно "отдать" тому предмету, который кажется самым трудным для вашего ребенка например, русский язык с его запутанными правилами ;-).) Потом смотрите, сколько там страниц. Допустим, в учебнике 150 страниц текста. Значит, можно в течение 10 дней читать по 15 страниц, потом за пару дней перелистать учебник еще раз, чтобы повторить самые сложные главы, а потом идти сдавать экзамен.

Внимание: вопрос к тем, кто считает, что учиться дома "очень трудно". Ваш ребенок может прочитать 15 страниц в день и запомнить, о чем там шла речь? (Может быть, даже вкратце законспектировать для себя используя свои собственные условные обозначения и рисунки.)

Я думаю, что большинству детей это покажется слишком простой задачей ;-). И они предпочтут читать не по 15, а по 50 страниц в день, чтобы покончить с этим учебником не за 10 дней, а за 3! (А некоторым даже проще сделать это ЗА ОДИН день!)

Конечно, не все учебники читаются легко, и не всегда этого достаточно. Есть еще математика, где нужно решать задачи, и русский язык, где нужно писать, а потом еще физика и химия Но оптимальные способы изучения более сложных предметов находятся в процессе учебы. Стоит только начать А если даже что-то не будет получаться можно найти репетитора по самому сложному предмету, по двум, по трем Только перед этим было бы очень желательно дать ребенку возможность поучиться самостоятельно тогда он, по крайней мере, начнет понимать, что именно у него не получается.

(Я расспрашивала моих знакомых, которые занимались репетиторством: могут ли они обучить ЛЮБОГО ребенка своему предмету? И какие трудности при этом чаще всего возникают? Насчет "любого" это не совсем так. Попадались изредка такие дети, которых невозможно было ничему научить ;-(. И это всегда были именно те дети, которых родители ЗАСТАВИЛИ заниматься. И наоборот успешнее всего продвигались вперед те дети, которые раньше ПЫТАЛИСЬ сами изучить этот предмет, но что-то у них не получалось. Тогда помощь репетитора оказывалась очень кстати, ребенок начинал понимать то, что ускользало от него раньше, и дальше все шло отлично.)

И напоследок опять о моем личном опыте. Мы пробовали по-разному: и планы составляли (обычно в самый первый год обучения экстерном), и пускали все "на самотек". Пробовали даже материальные стимулы ;-))). Например, я выделяю на учебу некую сумму, которой хватит на оплату трех месяцев занятий с преподавателями (при обучении по системе "консультация зачет"). Если ребенок успевает сдать все ровно за 3 месяца хорошо. Если не успевает я как бы "даю ему взаймы" недостающую сумму, и потом нужно будет ее вернуть (у моих старших детей были источники дохода они регулярно подрабатывали). А если сдает быстрее оставшиеся деньги получает в качестве "приза". (В тот год призы были получены, но идея не прижилась ;-) больше мы так не делали. Это был просто эксперимент ;-), который был интересен всем участникам. А после получения результатов перестал быть интересен. Мы уже поняли, как это работает.)

Обычно мои дети сами думали, когда и как они будут учиться. С каждым годом я все реже задавала им вопросы по поводу учебы. (Иногда они сами обращались ко мне с вопросами я помогала им, если видела, что моя помощь им действительно нужна. Но не вмешивалась в то, что они могли делать сами.)

И еще одно. Многие мне говорят: "Тебе хорошо твои дети такие способные, они хотят учиться А наших не заставить. Они не будут учиться, если не будут ходить в школу." Насчет "способных" детей спорный вопрос. У меня нормальные дети. У них, как у всех, к чему-то есть "способности", к чему-то нет. И учатся дома они не потому, что "способные", а потому что дома ничто не мешает интересоваться учебой ;-).

У любого нормального ребенка есть тяга к знаниям (вспомните: ему с первых лет жизни интересно, сколько ног у крокодила, почему страус не летает, из чего сделан лед, куда летят тучи ведь это именно то, что он мог бы узнать из школьных учебников, если бы воспринимал их просто как "книги").

Но когда он идет в школу, там эту тягу начинают медленно, но верно убивать. Вместо знаний ему навязывают умение отсчитать нужное число клеточек от левого края тетради. И так далее. Чем дальше, тем хуже. Да еще и коллектив, навязанный ему извне. Да еще и казенные стены (а я вообще считаю, что в казенных стенах ничего не получается хорошо ни детей рожать, ни лечиться, ни учиться, ни заниматься каким-то делом - впрочем, это дело вкуса, а "о вкусах не спорят", как известно ;-) ).

Дома все иначе. То, что в школе кажется скучным и неприятным, дома кажется интересным. Вспомните момент, когда ребенок (даже если это школьник-троечник) впервые берет в руки стопку новых учебников. Ему интересно! Он рассматривает обложки, он листает учебники, "зависая" над какими-то картинками А что дальше? А дальше начинаются опросы, оценки, задания, нотации И открывать учебник просто потому, что "интересно", ему и в голову не приходит

А если ему не нужно ходить в школу и двигаться в навязываемом ему темпе, делая попутно сотни ненужных действий тогда можно спокойно (выспавшись, не спеша позавтракав, поболтав в родителями, поиграв с кошкой впишите недостающее ;-) ) открыть этот же учебник в подходящий момент и С ИНТЕРЕСОМ почитать, о чем там написано. И знать, что никто не вызовет тебя к доске ;-) с грозным видом и не обвинит тебя в том, что ты не все запомнил. И не стукнет портфелем по голове. И не выскажет твоим родителям свое мнение о твоих способностях

То есть в школе знания если и усваиваются то ВОПРЕКИ системе обучения. А дома они усваиваются легко и без напряжения. И если ребенку дать возможность не ходить в школу он, конечно, первое время будет только отдыхать ;-). Отсыпаться, отъедаться, читать, гулять, играть Столько, сколько надо чтобы "скомпенсировать" ущерб, нанесенный школой. Но рано или поздно настанет момент, когда ему захочется взять учебник и просто почитать ;-)

КАК ОБЩАТЬСЯ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ

Легко. У нормального ребенка, помимо одноклассников, обычно есть еще очень много других знакомых: живущих в соседнем доме, приходящих в гости со своими родителями, найденных там, где ребенок занимался каким-то интересным делом Если ребенку хочется общаться он найдет себе приятелей независимо от того, ходит ли он в школу. А если он не хочет значит, и не надо. Наоборот, надо радоваться тому, что ему никто не навязывает общения, когда он ощущает потребность "уйти в себя".

У моих детей бывали разные периоды: иногда они могли целый год просидеть дома и общаться только с домашними (правда, семья у нас всегда была не маленькая) и переписываться со своими "виртуальными" знакомыми. А иногда они "с головой" окунались в общение. Но самое главное они сами выбирали, когда им сидеть в одиночестве, а когда "выходить в люди".

И "людей", к которым они "выходили", мои дети тоже выбирали сами это не был "коллектив одноклассников", сформированный случайным образом. Это всегда были именно те люди, с которыми они хотели пообщаться.

Некоторые думают, что "домашние" дети, даже если они хотят общаться, просто не могут и не умеют это делать. Довольно странное опасение. Ребенок ведь живет не в камере-одиночке, а в семье, где ему с самого рождения изо дня в день приходится общаться. (Конечно, если в вашей семье люди общаются между собой, а не проходят молча мимо, не замечая друг друга.) Так что основные "навыки общения" у него формируются именно дома, а отнюдь не в школе.

Но дома общение обычно бывает более полноценным, чем в школе. Ребенок привыкает свободно обсуждать любые темы, выражать свои мысли, обдумывать мысли собеседника, соглашаться с ними или возражать, подбирать весомые аргументы в споре Дома ему часто приходится общаться с теми, кто старше его и общаться "умеет" лучше качественнее, полноценнее. И ребенку приходится "подтягиваться" до уровня нормального взрослого общения. Он привыкает уважать собеседника и строить диалог в зависимости от ситуации

Согласна есть такие "сверстники", которым все это не нужно. Которые под "общением" понимают что-то другое. Которые не станут вести диалоги и уважать собеседника. Но ведь и вашему ребенку тоже не захочется с такими общаться! Он выберет других тех, с кем ему самому будет интересно.

Еще одна важная вещь издевательства и нападки подростков на тех, кто чем-то отличается от других. Или от тех, кто позже других появился в "коллективе". Например, если ребенок в 14 лет переходит в другую школу это часто оказывается для него тяжелым испытанием.

Признаюсь: мои старшие дети проводили такие "эксперименты" ;-). Им было интересно примерить на себя роль "новенького". Они начинали ходить в школу и с интересом наблюдали за поведением класса. Часть одноклассников обязательно пыталась "издеваться". Но если "новенький" не обижается, не возмущается, а откровенно развлекается, слушая их "издевательства" это их сильно озадачивает. Они не понимают, как можно не обидеться на их изощренные метафоры? Как можно не принимать это всерьез? И очень скоро им надоедает "издеваться" впустую ;-).

Другая часть одноклассников сразу ставит клеймо "не наш". Не так одет, не такая прическа, не ту музыку слушает, не о том разговаривает. Ну, мои дети и сами не стремились войти в число "наших". И, наконец, третья группа те, кому сразу становилось интересно пообщаться с этим странным "новеньким". Т.е. именно то, что он "не такой, как все", сразу отвращало от него вторую группу и сразу привлекало к нему третью.

И вот среди этих "третьих" как раз и находились те, кому недоставало нормального общения и которые окружали "странного" новенького вниманием, восхищением и уважением. А потом, когда мои дети уходили из этого класса (продержавшись там 3-4 месяца пока у них хватало сил рано вставать каждое утро, при нашем абсолютно "совином" домашнем образе жизни), некоторые из этих одноклассников оставались их близкими друзьями. Более того ;-), кое-кто даже ушел вслед за ними из школы!

И вот какой вывод я сделала из этих "экспериментов". Моим детям было очень ЛЕГКО строить отношения с новым коллективом. У них это не вызывало стрессов и сильных негативных переживаний. Они воспринимали школьные "проблемы" как игру, а отнюдь не как "трагедии и катастрофы". Может быть, потому, что пока их одноклассники ходили в школу и тратили энергию на преодоление тех трудностей, которые выдвигала перед ними школа (рано вставать, много сидеть, недоедать, переутомляться, ссориться с одноклассниками и бояться учителей), мои дети вместо этого росли, как цветы ;-), свободно и радостно. И именно поэтому выросли БОЛЕЕ СИЛЬНЫМИ.

Теперь по поводу отношения других детей к тем, кто не ходит в школу. За 12 лет мы видели разное ;-). От глупого смеха маленьких дурачков ("Ха-ха-ха! Он не ходит в школу! Он дебил!") до странных форм зависти ("Ты думаешь, что ты умнее нас, если ты не ходишь в школу? Да тебе все эти пятерки за деньги ставят!") и до искреннего восхищения ("Повезло тебе с родителями! Мне бы так ").

Чаще всего бывало так. Когда какие-то знакомые моих детей узнавали, что они не ходят в школу, это вызывало сильное удивление. Вплоть до шока ;-). Начинались расспросы. Почему, как это можно, кто это придумал, как происходит учеба, и т.д. Многие дети после этого приходили домой, с восторгом рассказывали своим родителям, что оказывается!!! МОЖНО не ходить в школу!!! А дальше ничего хорошего. Родители не разделяли этот восторг ;-(. Родители объясняли ребенку, что это "не для всех". Что некоторые родители, в некоторых школах, для некоторых детей, за некоторую плату А они не "некоторые". И пусть ребенок забудет навсегда. Потому что в НАШЕЙ школе такое не разре
 
Аватара пользователя
dzinnn
Участник
TC
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 8 лет 6 месяцев 1 день

Re: Семейное (или домашнее) образование

Пн фев 28, 2011 1:52 am

:Rose: спасибо. читала, да. И еще сейчас по ссылкам разным брожу отсюда <Для просмотра необходимо выполнить вход на форум Павшинской Поймы>
пока очень радужная картина вырисовывается, но именно это и настораживает. Хотелось бы пообщаться с теми, кто о "плюсы-минусы-подводные камни" может обозначить.
 
witch
Завсегдатай
Сообщения: 4052
Зарегистрирован: 10 лет 11 месяцев 7 дней
Благодарил (а): 141 раз
Поблагодарили: 406 раз
Шахматка: М1, к 20

Re: Семейное (или домашнее) образование

Пн фев 28, 2011 3:02 am

Я думаю, что все очень индивидуально и зависит от способностей родителей учить своего ребенка и от тяги к знаниям самого ребенка.
У подруги ребенок пошел в первый класс умея писать, читать, считать и зная физику, химию и много чего еще. При этом все изучал дома с мамой и в садик не ходил. Ему в школе просто скучно. Все что они проходят он уже знает (класс очень сильный) и все задания из учебников давно выполнил (а это очень сильно раздражает учителя, мало того что он скучает и не скрывает этого, так он ей задает вопросы, по предметам которые появятся только в 5 классе). Они подумывали перейти на домашнее обучение, но в итоге решили остановится на переводе его осенью в 3 класс минуя 2-й.
 
nisa
Участник
Сообщения: 908
Зарегистрирован: 7 лет 2 месяца 16 дней
Благодарил (а): 165 раз
Поблагодарили: 279 раз
Шахматка: М3, к 1А

Re: Семейное (или домашнее) образование

Пн фев 28, 2011 11:22 am

м-да, для Павшинской Поймы домашнее обр-ние может и выход...
 
Аватара пользователя
English Rose
Участник
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 6 лет 2 месяца 1 день
Благодарил (а): 1 раз

Re: Семейное (или домашнее) образование

Пн фев 28, 2011 11:41 am

Да....Что только не приходит на ум родителям,в частности и из-за отсутствия школ поблизости :D Неужели у всех родителей огромные знания по всем школьным предметам, много свободного времени или просто много денег ( в частности,на репетиторство).И у всех детей огромная тяга к знаниям,особенно дома? Все вундеркинды?
 
Аватара пользователя
majorkat
Участник
Сообщения: 1589
Зарегистрирован: 7 лет
Благодарил (а): 160 раз
Поблагодарили: 187 раз
Шахматка: М1, к 21

Re: Семейное (или домашнее) образование

Пн фев 28, 2011 7:59 pm

А у меня еще такой вопрос - в свете теперешней сдачи ЕГ реально ребенку самостоятельно подготовится? я что-то думаю вряд ли. Какой бы ребенок не был самостоятельный, учить и зубрить -тоска (а именно этим и занимаются на подготовке к ЕГ ИМХО)
 
Аватара пользователя
BeSeN_OK
Завсегдатай
Сообщения: 2557
Зарегистрирован: 9 лет 3 месяца 5 дней
Благодарил (а): 302 раза
Поблагодарили: 179 раз
Шахматка: М1, к 14

Re: Семейное (или домашнее) образование

Пн фев 28, 2011 8:16 pm

English Rose писал(а):
Да....Что только не приходит на ум родителям,в частности и из-за отсутствия школ поблизости :D Неужели у всех родителей огромные знания по всем школьным предметам, много свободного времени или просто много денег ( в частности,на репетиторство).И у всех детей огромная тяга к знаниям,особенно дома? Все вундеркинды?
Простите, кто - "все"?
Оранжевость определяется не цветом волос
 
Аватара пользователя
ark-nina
Участник
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 8 лет 6 месяцев 4 дня
Благодарил (а): 53 раза
Поблагодарили: 56 раз

Re: Семейное (или домашнее) образование

Пн фев 28, 2011 9:01 pm

2 English Rose

немного непонятно. Вы считаете, что организовать обучение на дому могут только вундеркинды? в смысле, родители-вундеркинды? или что учиться дома по учебнику могут только вундеркинды? что-то я как-то запуталась...
 
Аватара пользователя
English Rose
Участник
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 6 лет 2 месяца 1 день
Благодарил (а): 1 раз

Re: Семейное (или домашнее) образование

Пн фев 28, 2011 9:11 pm

Я считаю,что абсолютно не каждый ребенок сможет и захочет заниматься дома и не КАЖДЫЙ РОДИТЕЛЬ сможет организовать домашнее обучение в силу не хватки СОБСТВЕННЫХ знаний
 
Аватара пользователя
ark-nina
Участник
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 8 лет 6 месяцев 4 дня
Благодарил (а): 53 раза
Поблагодарили: 56 раз

Re: Семейное (или домашнее) образование

Пн фев 28, 2011 10:13 pm

ну как бы - учебники в помощь:) никто ж не говорит - учите как учителя. говорят - вот вам учебник, пособие, учитесь, сдавайте экзамен. а крючочки писать я лично смысла не вижу, как бы век компьютерных технологий на дворе.
за себя могу сказать, что гуманитарную сферу могу покрыть полностью, из точных наук - алгебру и геометрию. из естественных - биологию и географию. с физикой и химией были проблемы, потому что учителя (в школе, хехе) были плохие. но как бы живу сколько лет без глубоких знаний по этим предметам, и ничего, при защите кандидатской не помешало:)
йа вундеркинд))))))))))
никому чадо подтянуть не надо по литературе-русскому-истории-географии-английскому-математике? ;)
если серьезно, то изучать ту же историю гораздо интересней на натуре, - в музеях, в замках, усадьбах, по картам восстанавливать, на полях былых сражений, чем в душном классе. и при этом читать нескольких авторов с разными точками зрения. какая школа такое обеспечит?
 
Аватара пользователя
chado
Участник
Сообщения: 76
Зарегистрирован: 6 лет 3 месяца 7 дней
Благодарил (а): 5 раз
Поблагодарили: 2 раза

Re: Семейное (или домашнее) образование

Пн фев 28, 2011 10:25 pm

Насчёт истории - полностью согласна. Авторов много,все со своими версиями происходящего, не знаешь-кому верить и как преподать ребёнку.
Лично мой конёк-русский и литература, началку до 4 класса по математике ещё могу преподнести ребёнку, а дальше(алгебру и геометрию)-трудновато...Так что из меня учитель- ещё тот :D
P.S.Домашнее образование - смелое решение, ведь это - такая ответственность за знания собственного ребёнка!
 
elina
Участник
Сообщения: 380
Зарегистрирован: 10 лет 11 месяцев 28 дней
Благодарил (а): 31 раз
Поблагодарили: 3 раза
Шахматка: М1, к 9

Re: Семейное (или домашнее) образование

Вт мар 01, 2011 3:50 am

Я прошу прощения - а кому из присутствующих здесь сильно пригодились школьные знания? И есть кто-то, кто хорошо все предметы знал после окончания? ))
Для того, чтобы поступить в институт свободно можно обойтись и без школы.
Для сдачи школьных экзаменов, действительно, есть учебники и добрая воля ребенка.
А школа ломает и сильно.
Действительно свободолюбие и личная ответственность гораздо важнее любых знаний, тем более, что школьная программа постоянно пересматривается - и то, что было нужно 10 лет назад, сегодня никто учить не будет. А вот правильный характер - капитал куда более ценный.
Супер статья. А я голову ломала, как бы в школу не ходить. Вот и выход ))
 
Аватара пользователя
Steven
Джедай
Сообщения: 7123
Зарегистрирован: 10 лет 8 месяцев 23 дня
Благодарил (а): 536 раз
Поблагодарили: 530 раз
Шахматка: М1, к 20

Re: Семейное (или домашнее) образование

Вт мар 01, 2011 8:02 am

elina писал(а):
Действительно свободолюбие и личная ответственность гораздо важнее любых знаний
Никогда личная ответственность не появится у человека необразованного. Умение чихать на всех и посылать - да.

Знания действительно не нужны :-) Ведь с ними приходит понимание сути вещей, происходящего. Это лишнее, вы правы.
Отказаться от свободы можно лишь впав в заблуждение
(Эдмунд Бёрк)
 
elina
Участник
Сообщения: 380
Зарегистрирован: 10 лет 11 месяцев 28 дней
Благодарил (а): 31 раз
Поблагодарили: 3 раза
Шахматка: М1, к 9

Re: Семейное (или домашнее) образование

Вт мар 01, 2011 8:55 am

Никогда личная ответственность не появится у человека необразованного. Умение чихать на всех и посылать - да.

нет-нет, не надо путать образование, т.е. получение знаний о предмете и воспитание характера.
вы в курсе, как начинал Рокфеллер свою карьеру будучи ребенком и продавая мороженое? ) А он ведь был совершенно необразован ))

Умение чихать на всех и посылать - да
к образованию отношения тоже не имеет, а имеет самое прямое отношение к куче комплексов и личной неуверенности, и таким образом, попытке самовыражаться. Так вот школьная система - большой профи по части развития всевозможных комплексов.

Знания нужны и ребенок их жаждет (именно жаждет, сужу по своему малышу) изучает все, что подвернется и требует объяснений по всем поводом и без.
Так вот что такое умудряется делать школа, что учиться на каком-то этапе становится неинтересно?

Кто из нас с удовольствием ходил в школу все 10 лет?
Я лично терпеть не могла, и если бы была такая возможность, с огромной радостью бы училась дома.
Хотя и была отличницей )
 
Аватара пользователя
Steven
Джедай
Сообщения: 7123
Зарегистрирован: 10 лет 8 месяцев 23 дня
Благодарил (а): 536 раз
Поблагодарили: 530 раз
Шахматка: М1, к 20

Re: Семейное (или домашнее) образование

Вт мар 01, 2011 9:27 am

elina писал(а):
нет-нет, не надо путать образование, т.е. получение знаний о предмете и воспитание характера.
Не согласен. Образование - это и воспитание характера в том числе.

Про Рокфеллера не понял. Вы ведь его приводите как аргумент, чтобы не учиться в школе. Рокфеллер - учился.

Пойдем по этой тропинке - я вам найду кучу успешных людей, которые учились в школе.

Комплексы? Их с равным успехом нарисуют семья и дети во дворе. Думаю, даже в большей - семья маленькому человечку ближе.
elina писал(а):
Кто из нас с удовольствием ходил в школу все 10 лет?
Я ходил. И на предыдущие вопросы, пригодилось ли и так далее, опять отвечу "ДА" :wink:

Если исходить из того, что школа - это сборище закомплексованных дибилов, то безусловно ваша теория имеет право на существование.

Но так ли оно на самом деле? :wink:
Отказаться от свободы можно лишь впав в заблуждение
(Эдмунд Бёрк)
 
Аватара пользователя
ark-nina
Участник
Сообщения: 637
Зарегистрирован: 8 лет 6 месяцев 4 дня
Благодарил (а): 53 раза
Поблагодарили: 56 раз

Re: Семейное (или домашнее) образование

Вт мар 01, 2011 10:44 am

ой, вы меня простите за вмешательство, тут такие философские разговоры, а я со своими гормональными репликами встреваю.
папа у меня был военный, поэтому за 10 лет я поменяла 6 школ. честно скажу, что считаю себя бааальшим специалистом по школам. по тому, как строить отношения в классе, как общаться с учителями, как организован процесс учебы, чем отличается плохая школа от хорошей и т.п.
так вот, мой личный опыт говорит, что у хорошего педагога учатся все. потому что хороший педагог может увлечь, заинтересовать. дети учатся там, где интересно. и, положа руку на сердце, используя затасканный штамп, я таких учителей за все 6 школ могу насчитать меньше, чем пальцев на одной руке. все остальное - тупо зубрежка-зубрежка-зубрежка. и волшебные пендели от родителей, конечно.
от такой учебы вырастают либо равнодушные приспособленцы, которые думают исключительно о личном комфорте, или люди, всю жизнь доказывающие окружающим, что они не лыком шиты. ни те, ни другие не обретут счастья на своем пути, если не изменятся. а изменения - это работа личности, семьи, но не школы. школа - это система. система, которая должна сделать из детей трудовые ресурсы. которые будут использованы государством так, как государству удобнее. система была для этого создана в СССР, когда была политика занятости и принудительное распределение. образование было унифицировано и идеологизировано. это очень заметно по курсу литературы, в котором проходят революционеров, а не собственно литературу. и в большинтсве школ приветствуется написание сочинений по шаблонам из книжки "300 золотых сочинений", или как эти книжки называются. в моей последней школе за мои работы мне ставили двойки: ну не может ребенок САМ в 16 лет писать по Булгакову сочинение на 18 листов с отсылкой на работы критиков и ранние варианты "Мастера и Маргариты", сравнивая до и после:))) это к слову о прелестях школы. между прочим, это был крутой для того времени платный лицей при плешке.
мне лично превращение моего ребенка в винтик уже отжившей свое системы претит. в то же время, я согласна с тем, что домашнее образование таит в себе массу подводных камней, о которых автор текста, размещенного выше, не пишет.
кстати, рекомендую всем сомневающимся фильм Никиты Михалкова "Анна. от 6 до 18"
 
Аватара пользователя
Steven
Джедай
Сообщения: 7123
Зарегистрирован: 10 лет 8 месяцев 23 дня
Благодарил (а): 536 раз
Поблагодарили: 530 раз
Шахматка: М1, к 20

Re: Семейное (или домашнее) образование

Вт мар 01, 2011 1:41 pm

ark-nina писал(а):
в то же время, я согласна с тем, что домашнее образование таит в себе массу подводных камней, о которых автор текста, размещенного выше, не пишет.
Именно. А по факту энтузиасты без опыта - как обезьяны с гранатой.

"Винтик, стадо, коллектив". Все сложные виды человеческой деятельности - результаты слаженной работы коллектива. В одиночку невозможно управлять самолетом, кораблем, запустить ракету, построить мост, автомобиль, захватить вражескую крепость.

Развитие личности предполагает развитие плодотворного взаимодействия с другими членами общества. Однако, статья о домашнем образовании резко отделяет "домашнего ребенка" от "ненормальных зашореных сверстников". Что же выйдет из такой развитой личности, которая не приемлет коллектива в принципе? Счастливый в своем неведении человек, который живет отшельником, жизнь которого обеспечивают команды винтиков хлеборобов, геологов-разведчиков, пилотов дальней авиации?

Чтобы пресечь переход темы на теоретическое "как должно быть", акцентирую, что я комментирую именно статью о домашнем образовании. И далеко не всегда обычная школа предоставляет то, о чем я написал раньше. Но должна и пытается.
Отказаться от свободы можно лишь впав в заблуждение
(Эдмунд Бёрк)
 
Аватара пользователя
IVS
Участник
Сообщения: 2139
Зарегистрирован: 10 лет 10 месяцев 1 день
Благодарил (а): 84 раза
Поблагодарили: 208 раз
Шахматка: М1, к 21

Re: Семейное (или домашнее) образование

Вт мар 01, 2011 2:57 pm

elina писал(а):
Я прошу прощения - а кому из присутствующих здесь сильно пригодились школьные знания?
Я понимаю, что сейчас буду закидан тухлыми помидорами, но по роду работы постоянно сталкиваюсь с ситуацией, когда люди имеющие высшее образование не знают школьной программы. Для 70 процентов "экономиздов" (ничего не имею против самой специальности, у самого вторая вышка экономическая) правило "округленная сумма не равна сумме округлений" является новостью. После полу (а то в тяжелых случаях и полутора) часового курса математики за 3 класс церковно приходской школы, кладя трубку телефона я не могу произнести ничего иного как "Ну еще одна тупая дура!".

P.S. Ну и нормальное знание школьного курса позволяет не задавать тупых и идиотских вопросов в духе "почему мыло моет", "нужны ли прививки", "почему в морозную погоду дверь хуже открывается" и т.д. :D
«Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия» Столыпин П.А.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость
Time: 0.291s | Queries: 26 | Peak Memory Usage: 6.88 МБ